ОАО «Агентство по распространению зарубежных изданий»
На главную   Написать письмо
Качество,
      проверенное временем!

Энергетик


Промышленная энергетика


Электрические станции

Художественная жизнь Российской Федерации.

Мягкий свет и торжественная тишина. Люди, не торопясь, проходят от картины к картине, пристально и внимательно вглядываются в полотна. На них — вечно живой Владимир Ильич, то выступающий в зале Большого театра, то беседующий с рабочими в цехе завода, то на прогулке. А рядом — знакомые, дорогие сердцу места, связанные с его именем: Шушенское, Горки, Москва... Здесь он работал, вынашивал планы первого в мире государства трудящихся. Все это уже история.

А вот ее продолжение. Корпуса заводов и фабрик, электростанции, новые города, новые села. Перед зрителями расстилается необъятная ширь преображенной Сибири и Дальнего Востока, горячее солнце Кавказа и полярное сияние Арктики, цветущие сады Молдавии и милые сердцу ковровые луга Рязани.

Но это только фон, так сказать второй план, а на первом — люди — творцы истории и те, кто в грозный Октябрь штурмовал Зимний, кто строил пятилетки, кто в сорок первом защищал Москву, в сорок пятом штурмовал Берлин. А вот и сегодняшняя наша слава: герои труда — наши современники, научившиеся жить и работать по-коммунистически. Их портреты писались не в мастерской, художники не придумывали обстановку и не хотели, что бы у них кто то желал купить картину не прибегали к помощи бутафории. Они шли в цеха, ставили мольберты у мартеновских печей и конвейеров. Не по книжкам художники изучали своих героев. Одна жара печей опаляла их, одним воздухом дышали они.

Поначалу рабочие с удивлением поглядывали на художников, пришедших на завод. Что, мол, им здесь надо? Нашли место, где рисовать! Но потом, когда под кистями и карандашами на холсте, на куске ватмана стали вырисовываться портреты товарищей, контуры станков, огонь печей, рабочие поняли, что это не праздные соглядатаи, а такие же труженики. Они прониклись уважением к художникам, стремились создавать им все условия. И если за спиной живописцев появлялись чрезмерно любопытные, немедленно следовал окрик: Не мешай людям работать!

Прошло несколько месяцев. И вот, в Доме культуры завода им. Владимира Ильича открылась выставка живописи, графики и скульптуры. С этого и началась дружба художников столицы с коллективом прославленного завода.

Выставка пользовалась успехом, ее просмотрели десятки, сотни людей. Такого зрителя надо было поискать. Он не скупился на похвалу, не стеснялся в замечаниях, мнения свои выражал недвусмысленно: что хорошо, то хорошо, что плохо, то плохо. — Хорошо бы у нас на заводе создать вот такую картинную галерею,—говорили рабочие,—да показать в ней историю завода, его лучших людей.

Художники задумались: а в самом деле, не создать ли на заводе картинную галерею в знак благодарности к его труженикам, в знак благоговейного уважения к памяти того, чье имя завод носит? Художники отобрали лучшие из своих произведений: не хотелось, как говорится, ударить в грязь лицом друг перед другом. Б. Иогансон преподнес автолитографию с картины «Выступление В.И.Ленина на III съезде комсомола», В. Цигаль — портрет Владимира Ильича в молодости, Н. Горелов — эстамп «При езд В. И. Ленина в Россию». Свои работы подарили м. Бирштейн, Е. Васильев, М. Володин, И. Горлов, В. Диффинэ, Д. Косьмин, П. Анурин, Л. Аронов, Н. Чернышев, Н. Антипин, Г. Нисский, Б. Родионов, В. Щербань, В. Ефанов, А. Григорьев, Н. Сарки-сов и другие — всего 59 авторов. Галерея была создана. Открытие ее стало большим праздником не только в жизни завода, но и художников.

Старейший рабочий, коммунист Николай Яковлевич Иванов от души поблагодарил художников за подарок. С ответным словом выступил художник П. Анурин.Наш труд, наше творчество принадлежит вам. Вам мы его и отдаем...

Нечего греха таить, кое-кто из художников рассуждал так: рабочие не доросли еще, чтобы разбираться в тонкостях искусства... Но не тут-то было! Картины попали в надежные руки. Это не просто рабочие, которые только варят сталь или управляют станком. Это образованные люди, занимающиеся в вечерних школах-десятилетках, техникумах и институтах. Они не понаслышке знают о Репине и Сурикове, Шишкине и Левитане; иные из них не пропускали ни одной выставки, открывающейся в столице. По душе пришлась им и собственная, заводская галерея.

У картин разгораются споры. В старину говорилось, что дареному коню в зубы не смотрят; будь, дескать, доволен тем, что получил. Что ж? У каждого времени свои песни, свои поговорки, свои присказки свои картины. Рабочие завода, горячо благодаря художников, тем не менее считают своим долгом оценить подарки и не ради каких-то корыстных целей, а ради того, чтобы добрым советом помочь у художника купить картину для их совершенствования в своем мастерстве.

За два года на заводе организовано четыре выставки: на них представлено 500 произведений более 100 авторов. Многие из них награждены грамотами завода, носят на груди почетные значки, удостоены благодарностей.

Произведения, посвященные жизни завода, всегда вызывают особенно много споров, люди хотят в них видеть только правду. Портреты членов бригад коммунистического труда, ветеранов труда завода рождают законную гордость. Глядя на них, люди улыбаются, точно встретившись после долгой разлуки.— Наши, ильичевцы...

Оживленно у пейзажей.— Я люблю родную природу Подмосковья. Мне, как и каждому советскому человеку, дороги места, связанные с Лениным,—говорит старший мастер цеха В. Бобов,—мне нравятся пейзажи В. Щербаня, Н. Иванова, Д. Литко. Трогает картина В. Филиппова «Вечер». Смотришь на нее и почти физически ощущаешь предзакатную деревенскую тишину.

Подойдя к картине С. Орлова, Бобов замечает: Хороший пейзаж. Но, к сожалению, не чувствуется в нем времени. Трудно что-нибудь сказать в защиту этой работы! В наше время изменились не только люди, но и лик земли. Не колодезный журавель, не верстовой столб, не покосившиеся избы на задворках характерны для сегодняшнего пейзажа.

Заточник цеха т. Лебедев очень долго и пристально смотрит на портрет пионерки, написанный художником В. Дзябиенко. — Слишком гладенький. Все в нем отполировано. Очень уж смахивает на цветную фотографию... Вокруг техника-конструктора М. Алексеева толпа, точно вокруг экскурсовода в Третьяковской галерее.— Смотрите,—говорит Алексеев, показывая на весенний этюд Б. Кудрявцева,—чувствуется пригретая солнцем земля, ноздреватый и рыхлый, как мокрый сахар, снег, а какое горячее солнце: забор-то небось нагрелся, так и хочется его ладонью потрогать!

Слесарь Н. Морозов так оценивает работу Ф. Свайкина «Ивы» и «Рожь зеленая. Все у него чрезмерно зелено. Хотя обычно зеленый цвет успокаивает, а здесь он явно раздражает.

Прямо скажем, что и в данном случае зритель оказался человеком наблюдательным. К картинам подходят новые и новые посетители. Те, кто посмотрел их, идут к столику с книгой отзывов. Вот несколько записей:Считаю правильным, что художники отражают в своем творчестве людей труда. Надо шире показывать борьбу за коммунистический труд.Нач. механо-сборочного цеха Д. Дадинов.Спасибо художникам, которые подарили заводу картины, устраивают выставки. Но этого мало. Надо больше устраивать встреч в цехах, учить людей понимать искусство, оно нам необходимо.А. Кубарев,токарь, бригадир бригады коммунистического труда. Я часто встречаюсь с художниками на выставке. Мы много говорим об искусстве. Я теперь понял, что искусство помогает нам в работе. Руководитель бригады коммунистического труда А. Сенин. Немного осталось нас, тех, кто работал на заводе до революции, тех, кто разговаривал с Ильичем. Думается, что важно показать молодежи, как подпольная партийная организация завода под носом у буржуазии воспитывала коллектив, вела людей на политические стачки, как просты и значительны были наши встречи с Лениным.

А. Уваров, чл. КПСС с 1915 года, работал на заводе с 1913 года, П. Ерманов, чл. КПСС с 1924 года, работал на заводе с 1915 года. Это очень хорошо. Спасибо, художники! Давайтедружить, дорогие друзьяГруппа рабочих.Среди посетителей нет людей равнодушных. Зритель взволнован, он рассуждает, анализирует, дает оценку. Произведения художников вызывают у него думы, мысли. Заводской поэт, слесарь Л. Гальперин, написал стихи о заводской галерее.

Издавна русских мастеров искусств волновали труд и чаяния простого народа. Сколько вдохновенных полотен ему посвятили Репин, Касаткин, Ярошен-ко, Савицкий, Маковский. И хотя на такие полотна верховная знать смотрела как на крамолу, тема народа с каждым годом все громче и громче звучала в произведениях художников. Они верили в то, что народ «вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе», и делали все, чтобы помочь ему скорее выйти на этот светлый путь. Однако только в наше время жизнь народа стала неотделима от жизни художника. Советские мастера искусств, ведя непримиримую борьбу против упадочного буржуазного искусства, стараются создавать произведения, воспевающие дружбу народов, торжество идей ленинизма. Теперь нет оснований спрашивать наших художников: с кем вы? Они с партией, с народом. Они работают на стройках семилетки, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах.

На заводе имени Владимира Ильича постоянно работает группа московских художников, среди которых— П. Анурин, Л. Аронов, В. Шпилев, В. Диф-финэ, В. Бабаев, В. Нечитайло, Н. Антипин, И. Вит-ман, Е. Баулин, М. Ещенко. Они приходят на завод как в свои мастерские, как рабочие приходят к своим станкам. Художники не только работают здесь творчески, они участвуют в общественной жизни коллектива. Нередко на страницах заводской многотиражки «За боевые темпы» художники публикуют свои зарисовки на темы дня. В Доме коммунистического быта устраивают выставки. Газета публикует материалы, посвященные вопросам расширения связи художников и коллектива завода, отзывы рабочих о произведениях искусства.

Эстетическое воспитание рабочих является неотъемлемой частью борьбы за коммунизм, и поэтому такое большое внимание этому уделяет партийная организация завода. Между художниками и коллективом растет настоящая дружба. — Не праздное любопытство привело нас сюда, а стремление глубже вникнуть в жизнь людей труда, понять их мысли и души,—говорит художник П. Анурин. И это действительно так. У завода не только славное имя, но и замечательные революционные традиции. Его коллектив на всех этапах развития Советского государства работал на главном направлении. Его история органически связана с историей нашей страны. В самые трудные дни для молодой Советской республики Владимир Ильич приезжал на завод к рабочим, и они прекрасно понимали его: на простое, человеческое слово вождя отвечали самоотверженным трудом. — Наступление интервентов, голод, 'разруха, «Победа или смерть», «Дать оружие, боеприпасы», «Все для рабочих, все для трудящихся» — эти боевые призывы и сейчас звучат в сердцах ветеранов труда, это ль не замечательные темы для художника? Пять раз выступал В. И. Ленин на заводе, и каждое выступление ставило новые ответственные задачи всему коллективу, каждому рабочему.

Шли годы, менялась продукция—выпуск машин по плану ГОЭЛРО; первые коммунистические субботники: в Кремле—Ленин, а здесь М. И. Калинин плечо к плечу с рабочими; первая пятилетка — стране нужен лес, и завод Ильича дает новое оборудование для лесопильных заводов; Москва строит метрополитен— коллектив завода участвует в субботниках на шахтах; в первые дни Отечественной войны женщины управленческого аппарата завода обратились к женщинам всей страны с призывом заменить у станков мужчин; своими руками они создавали новую военную технику... Разве эти подвиги не богатый материал для мастеров искусства?

...Спуск с конвейера первого в стране самоходного комбайна; погрузка двигателей для Народной Болгарии; а бурные собрания бригад коммунистического труда? Это уже не история, а точнее — история, которая создается сегодня, — говорит начальник бюро технической информации В. Богдановский. Атмосфера трудового подъема, огромная ответственность за свою работу тружеников завода, их обаятельность и простота поражает всех, кто с ними встречается. — Никогда и нигде мне еще не приходилось испытывать такого чувства благоговейного уважения к человеку труда, как здесь на заводе,—говорит художница Диффинэ.—Какие здесь замечательные люди. Вот кузнец Иван Алексеевич Федотов. Его здесь зовут «дядя Ваня». Встретив его первый раз, я подумала: ничего особенного но я хочу купить картину созданную этим великим художником.  А потом, когда увидела его в грохоте и огне кузнечного цеха, в отблесках красного, зеленого, голубого—у меня захватило дух. А Андрей Сенин — ведь это настоящий герой труда. А как скромен! Под стать ему и депутат Верховного Совета Вера Ивановна Иванова. Вот у кого хочется учиться...

Да, в этих словах — большая правда. Художникам надо учиться у народа, жить его интересами. Только тогда искусство будет современно, не отстанет от движения века коммунизма.

Авторы: С. Никулин, Л. Голубенкова 

Поиск по сайту
» Искать


подписка на журналы
Почта России
   
НАШ АДРЕС:  При использовании материалов с сайта ссылка на www.arzi.ru обязательна www.arzi.ru 2005-2010 © ОАО «АРЗИ» - агентство подписки
107996 Москва,
ГСП, И-110
Протопоповский переулок,
дом 19, корпус 17
Тел.:    (495) 680 89 87, (495) 680 90 88
Факс:   (495) 631 62 55

E-mail: secret@arzi.ru
Web-дизайн и разработка сайта
Web-дизайн и создание сайта